Ил-38 (код НАТО — «May») предназначен
для поиска, слежения, обнаружения и уничтожения
подводных лодок противника в простых и сложных
гидрометеоусловиях, в любое время года и суток,
на удалении до 2000 км. Создан на базе
пассажирского лайнера Ил-18. Работы по созданию
противолодочного самолета начаты в 1960 г. в ОКБ им.
С.В- Ильюшина, В 1965 г. приступили к летным
испытаниям с полным комплектом БРЭО, а в 1967 г. Ил-38
был принят на вооружение. Самолет представляет
собой цельнометаллический моноплан с
низкорасположенным прямым крылом, на коч орем
размещены 4 турбовинтовых двигателя мощностью по
4250 л.с. С четырехлопастными флюгируемыми винтами
диаметром 4,5 м. Хвостовое оперение однокилевое,
классической схемы.
Шасси
трехопорное, с передним носовым колесом, которое
убирается вперед "против потока".
Обтекатель
антенны РЛС находится в нижней части фюзеляжа
под кабиной экипажа. В хвостовой части самолета
размещена штанга магнитометра, а в центральной
части — отсек сбрасываемого вооружения. По
сравнению с исходным
самолетом Ил 18Д, центроплан
смещен вперед на 3 м (из соображений центровки
самолета при размещении в передней части
фюзеляжа дополнительного БРЭО) длина
герметичной кабины уменьшена, над центропланом
расположен дополнительный топливный бак
(емкость топливных баков увеличена до 29000 л).
Самолет оснащен
ПНК, в состав которого входит доплеровское и
радионавигационное оборудование, а также
автоматизированной поисково-прицельной
системой (П11C) "Беркут", состоящей из БЦВМ
"Пламя" (расположена в хвостовой части
фюзеляжа над отсеком вооружения в
герметизированном контейнере с постоянной
температурой и влажностью воздуха), магнитометра
и обзорной РЛС, установленной в носовой части под
фюзеляжем и способной обнаруживать надводные
корабли, а также подводные лодки под перископами,
За хвостовым оперением в длинном коке расположен
датчик детектора магнитных аномалий. Помимо
этого оборудования, для поиска подводных лодок
используются сбрасываемые гидроакустические
буи (активные и пассивные) и газоанализатор.
Последний позволяет обнаруживать субмарину по
выхлопу ее дизельных двигателей.
Управление
системой осуществляют два оператора, рабочие
места которых оборудованы индикаторами на ЭЛТ
(по уровню автоматизации Ил-38 превосходит
аналогичный американский самолет Р-ЗС
"Орион" с автоматизированной системой A-NEW, управление
которой осуществляется пятью операторами). Ил-38
является первым в мире самолетом, оснащенным
автоматизированной ППС (американский самолет
ПЛО С аналогичным оборудованием Локхид Р-ЗС
"Орион" создан в 1968 г. и принят на вооружение
ВМС США в 1969г.).
В двух
фюзеляжных отсеках могут размещаться глубинные
бомбы, противолодочные управляемые ракеты,
торпеды, мины и реактивные глубинные бомбы (до
трех типов). Ип-38
выпускался мелкими партиями по 15—20 самолетов в
год до середины 70-х годов. Находится на
вооружении ВМС России и Индии.
|