Ил-76 (код НАТО — «Candid") предназначен для
десантирования личного состава и техники
парашютным и посадочным способом, а также для
перевозки военных и народнохозяйственных
грузов.
Разработка
самолет начата в конце 60-х годов, первый полет
опытного самолета состоялся 25 марта 1971 г.
Серийное производство ведется с 1975 г., и к 1992 г.
построено около 700 самолетов.
На базе Ил 76
созданы самолеты различного назначения.
Ил-76М, ИЛ-76МД,
Ил-76МФ
— военно-транспортные самолеты.
Ил-76Т, Ил-7бТД — транспортные
самолеты, предназначенные для использования в
ГВФ.
Ил-76ТДП — пожарный
самолет.
Ил-76ЛЛ — летающая
лаборатория для отработки
перспективных двигателей.
На самолете
установлена навигационная РЛС (под кабиной
штурмана), метеорологическая РЛС (в носовой
части), БЦВМ.
Самолет
выполнен по нормальном аэродинамической схеме, с
высокорасположенным стреловидным крылом и
Т-образным хвостовым опердгием Кабины экипажа и
грузовой отсек герметичные. Фюзеляж балочной
конструкции, овального поперечного сечения по
кабине экипажа и круглого - по грузовой кабине.
Механизация крыла по
передней и задней кромкам состоит из
отклоняющихся пятисекционных предкрылков и
выдвигающихся трехщелевых закрылков, элеронов,
спойлеров и тормозных щитков.
Четыре ТРДД
установлены под крылом на пилонах и заключены в
гондолы, которые закреплены на самих
двигателях. Топливо
размещено в 12 изолированных друг oт друга баках-отсеках.
Все они разделены на 4 группы по числу двигателей
в которых для предотвращения взрыва
используется система наддува нейтрального газа.
Шасси самолета состоит из четырех главных опор
(расположены спереди и сзади центра тяжести самолета) и
передней стойки.
Самолет имеет
герметичную грузовую кабину, опускающуюся
грузовую рампу, две тяговые грузовые лебедки,
расположенные у передней стенки грузовой кабины,
четыре электротельфера (по два с каждого борта;
задние электротельферы могут выдвигаться на 5 м
за порог рампы), четыре переставляемых по ширине
рампы подтрапника. В грузовой кабина возможна
установка трех пассажирских модулей,
выполненных в виде стандартных контейнеров
(пассажировместимость каждого модуля 30 человек).
Длина грузового отсека — 20 м, ширина — 3,4 м,
высота — 3,46 м.
По
конструктивной и аэродинамической компоновке, а
также по своим летно-техническим
характеристикам Ил-76М практически не имеет
отличий от самолета Ил- 76, за исключением
максимально перевозимой нагрузки, которая
увеличена на 20 т.
Ил-76МД (код НАТО — "Candid-B")
предназначен для выброски воздушного десанта,
перевозки войск, боевой техники (в том числе
средних танков), доставки поискам срочных грузов,
а также транспортировки раненых и больных. При
установке недорогого специального оборудования
может использоваться для тушения сильных
пожаров.
Первая опытная
машина была создана в марте 1971 г, на базе Ил-76М, а с
июня 1974г. Ил-76МД начал поступать на вооружение.
Ил-76МД
—
самолет автономной эксплуатации. В течение двух
месяцев он способен выполнять задачи вдали от
родного аэродрома и обслуживается только силами
экипажа.
Силовая
установка, все системы, оборудование и
вооружение полностью сохранены, и лишь в
конструкцию планера введены конструктивные
изменения, связанные с увеличением ресурса и
взлетной массы. При эксплуатации с
бетонированных ВПП первого класса взлетная
масса самолета возросла со 170 до 190 т в основном за
счет заправляемого топлива и незначительно — за
счет увеличения массы конструкции. Это позволило
повысить дальность полета самолета Ил-76МД с
максимальной транспортной нагрузкой на 40%.
Тележка шасси, в
отличие от Ил-76М, расположена
не
вдоль, а поперек, что повышает
взлетно-посадочные характеристики при
использовании грушевых аэродромов- Для
предотвращения попадания грязи ниша шасси во
время взлета и посадки закрыта На Ил-76МД
применены уни кальные трехщелевые закрылки.
Ил-76МД оборудован специальными средствами
десантирования людей и техники, выброса грузов
Основные системы самолета многократно
резервированы.
Бортовое
оборудование предназначено для выполнения
транспртно-десантных задач днем и ночью, в
простых и сложных метеоусловиях, и условиях
противодействия ПВО противника и включав
прицельно-навигационный пилотажный комплекс,
радиосвязное, десантно-транспортное
оборудование и средства индивидуальной аащиты.В
состав ПНПК входят: курсовая система РЛС обзора
земной поверхности, центральный (цифровой
вычислитель, система автоконтроля, система
автоматического управления попетом,
радиотехническая система ближнем нотации и
посадки, радиолокационный запросчик-ответчик,
оптико-инфракрасный прицеп, аппаратура
сигнализации об опасном сближении с землей.
Радиосвязное
оборудование включает: КВ-радиостанцию,
аварийную радиостанцию, самолетное переговорное
устройство, аппаратуру речевого оповещения,
магнитофон.
Десатно-транспортное
оборудование предназначено для загрузки,
выгрузки и десантирования людей, техники и
грузов, размещения и швартовки их при перевозке.
Состоит из тельферного, рольгангового,
щвартовочно-такепажного, вспомогательного
парашютного санитарного оборудования.
Ил-76МД оснащен
средствами индивидуальной и огневой защиты, в
состав которых входят: станция предупреждения об
облучении, станция для создания радиопомех
инфракрасные патроны, автомат выброса дипольных
отражателей и две авиационные пушки калибра 23 мм с
радиолокационной прицельной станцией (для
отражения атак с задней полусферы). Под крылом
могут устанавливаться подвески для четырех 250-кг
авиабомб или радиомаяки на съемных пилонах.
По транспортным
возможностям Ил-76МД превосходит Ил-76М в 1,2 раза, а
перед своим зарубежным аналогом С-141 имеет
преимущества в эксплуатации самолета с
укороченных и грунтовых аэродромов, в
возможности длительной автономной эксплуатации.
Кроме того. оснащенность воооужением Ил-76МД,
присущая ему высокая механизация
погрузочно-разгрузочных работ и большая
допустимая масса моногруза до 48 т (на С-141 — 36 т)
значительно превышают его возможности по
сравнению с С-141 А.
Ил-76МД применялся в
холя боевых действий в Афганисгане, где в боевой
обстановке он неоднократно подтверждал свои
высокие летные характеристики и надежность.
Известен случай, когда на высоте 7,5 тыс, м в
самолет попала ракета и вырвала из фюзеляжа
кусок обшивки размером 2,5х2 м. С этим повреждением
машина прошла еще более 200 км и произвела
благополучную посадку.
Ил-76МФ предназначен
для перевозки войск, боевой технихи (в том числе
средних танков), доставки
срочных грузов, а также транспортировки
раненых и больных.
Работа по
проектированию Ил-76 с удлиненным фюзеляжем
началась в 80-х годах. В августе 1995 г. самолет
получивший обозначение Ил-76МФ, выполнил свой
первый полет. Ввод его в эксплуатацию был
облегчен высокой преемственностью конструкции,
ее освосннос1ью, а также хорошей оснащенностью
традиционных эксплуатантов.
Удлинение
грузовой кабины на 6,6 м позволило увеличить ее
объем с 320 до 400 м3 и практически полностью
использовать грузоподъемность машины.
Одновременно повысились возможности самолета по
транспортировке грузов в контейнерах и на
поддонах.
Современные
экономичные двигатели ПС 90-76 позволили увеличить
топливную эффективность самолета на трассах
протяженностью 3700 км на 32% по Сравнению с
Ил-76ТД.Способность этих машин работать в
условиях особо жаркого климата или на
высокогорных аэродромах повышает эффективность
их применения.
Ил-76 МФ оснащен
современным ПНК.
ИЛ-76ТД (кол НАТО
-- "Candid-A") — тяжелый
транспортно-десантный самолет, который
предназначен для перевозки и десантирования
крупногабаритной техники и грузов, взлетает и
садится на бетонированные и грунтовые ВПП.
Ил-76ТДП
способен брать на борт до 44000 кг воды и покрывать
ею площадь 500 х 100 м в течение 6 секунд или
сбрасывать на очаг пожара 44
пожарных-парашютистое и 5000 кг спецоиорудования
(стандартный самолет Ил-76 может быть
переоборудован в Ил-76ТДП в 1ечение4 ч).
Ил-76ЛЛ оснащен
оборудованием для летных испьпаний днигатепей
Д-ЗОКП, НК-86. ПС-90А, Д-18Т, Д-2У6 и других
перспективных силовых установок (испытываемый
двигатель подвешивается на пилоне подкрылом
вместо одного из штатных).
Оборонительное
вооружение Ил-76 включает 2 пушки ГШ-23Л (калибр 23
мм) в кормовой установке, унифицированные с
пушками, установленными на бомбардировщике
Ту-95МС. Для защиты от ракет с ИК ГСН имеются
контейнеры с ложными ИК-целями (192 патрона
калибра 50 мм). В грузовом отсеке могут
размещаться бомбы сверхбольшой мощности (массой
до 10000 кг), сбрасываемые паращющым способом.
Строится
серийно Около 100 самолетов были экспортированы
гражданским и военным пользователям в разных
странах мира. Находится на вооружении ВВС
стран СНГ, Ливии, Ирака, Индии, Сирии.
Польши и Чехии. На основе
самолета Ил-76 в Ираке в 1988 г. создан самолет ДРЛО
"Аднан-1" с РЛС Томпсон-CSF «Тайгер»
(франзуского производства, дальность
обнаружения целей клясса "истребитель" — 350
км), а также самолет-заправщик (способен
одновременно заправлять один самолет по методу
"шланг-конус"), Несколько самолетов Ил-76 ВВС
Индии переоборудованы в самолеты
радиотехнической разведки.
|