Ил-78М (код НАТО — "Midas")
предназначен для дозаправки тяжелых
бомбардировщиков, базовых патрульных самолётов,
самолетов ДРЛО и самолетов тактической авиации
(МиГ-31, Су-24, Су-27 и др.). Самолет Ил-78 способен
наносить удары по удаленным стратегическим
объектам или противодействовать средствам
воздушного нападения противника на сверхдальних
подступах к территории страны. Может
использоваться также в качестве наземного
топливо-заправщика при срочной переброске
топлива на аэродром маневра и как транспортный
самолет.
Разработан на
базе военно-транспортного самолета Ил-76МД.
Самолет Ил-78 начал покупать на вооружение
строевых частей дальнем авиации в 1987 г. На его
основе создан усовершенствованный вариант
самолета-заправщика ИЛ-78М.
Самолет оснащен
четырьмя турбореактивными двигателями Д-ЗОКП с
тягой по 12300 кгс каждый. В фюзеляже установлены 2
съемных топливных бака, вмещающие по 14000 кг
топлива каждый. Под фюзеляжем и под крылом
размещены подвесные унифицированные
заправочные агрегаты УПАЗ-1А, обеспечивающие
дозаправку системой "шланг-конус".
Допускается одновременная дозаправка одного
самолета (класса тяжелый бомбардировщик) с
подфюзеляжного заправочного агрегата или двух
самолетов класса МиГ-31, или Су-24 с
подкрыльных заправочных агрегатов. Количество
отдаваемого топлива при использовании только
крыльевых и фюзеляжных баков — 85720 кг,
производительность при раздаче топлива — 900—2200
л/мин (в зависимости от выбранного режима
дозаправки).
В хвостовой
части самолета расположено рабочее место
оператора дозаправки, оснащенное оптической
системой заднего обзора. На самолете установлено
дополнительное светотехническое оборудование,
обеспечивающее поиск и сближение самолетов при
дозапраике, а также оборудование для обеспечении
видимости контура самолета-заправщика и
агрегата заправки при всех вариантах их
установки. Проведены также работы по размещению
дополнительных блоков аппаратуры радиосистемы
ближней навигации РСБН-7С для обеспечения режима
"Встреча».
После снятия
фюзеляжных топливных баков самолет может
трансформироваться в транспортный. Для этого на
нем имеются грузовые лебедки ЛПГ-ЗОООА (2 шт.) для
погрузки техники и грузов с тянущим усилием 3000
кг, тельферное оборудование для погрузки грузов
без ходовой части грузоподъемностью до 10000 кг,
рольганговое оборудование для погрузки и
крепления контейнеров, поддонов,
швартвочно-такелажное оборудование для погрузки
и крепления грузов к полу самолета. Длина
грузового отсека — 20 м (24,5 м с рампой), ширина
грузового отсека — 3,4 м, высота грузового отсека
— 3.46 м.
Ил-78М в
транспортный вариант не конвертируется. Находится на вооружении
ВВС России и Украины.
|