МиГ-23 (код НАТО — "Flogger")
предназначен для уничтожения воздушных целей
днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в
том числе на фоне земли и в ралиоконтрастной
облачности, в условиях активных и пассивных
помех, а также для поражения наземных объектов
неуправляемыми и управляемыми средствами
поражения в условиях визуальной видимости цепей.
Первый полет
истребитель, созданный в ОКБ им. А.И. Микояна,
совершил 10 апреля 1967 г. под названием Е--231. В
августе 1967 г. самолет был показан на воздушном
параде в Домодедово. На базе созданного самолета
разработаны следующие модификации.
МиГ-23С — фронтовой
истребитель, первый серийный самолет. Оснащен
двигателем ТРДФ Р-27Ф 300, РЛС РП-22,
теплопеленгатором ТП-23, радиокомпасом АРК-10 и
аппаратурой приводной системы АСП-ПФ.
МиГ-23Б —
истребитель-бомбардировщик.
МиГ-23М — фронтовой
истребитель. Модернизация МиГ-23С. Оснащен крылом,
как у МиГ-23УБ, новым двигателем, РЛС
"Сапфир-ЗЗД", теплопеленгатором ТП-23,
оптическим коллиматорным прицелом АСП-23Д и
дополнительным встроенным топливным баком. В
сослав вооружения входили: УР Р-23Р, Р-23Т, К-13М.
(позднее) Р-60 и Р-60М, Х-23, НАР и бомбы калибра до 500
кг.
МиГ-23УБ — двухместный
учебно-боевой самолет. Предназначен для обучения
и тренировки летного состава пилотированию.
перехвату воздушных целей и боевым действиям но
наземным целям в диапазоне высот и скоростей
полета боевых самолетов МиГ-23. Самолет может
выполнять также отдельные боевые задачи
самостоятельно и в составе группы самолетов
МиГ-23.
Двухместный
учебно-боевой самолет МиГ-23УБ создам в 1970 г. на
базе боевого самолета МиГ-23С. От боевого
самолета отличается наличием двухместной кабины
и уменьшенным запасом топлива на борту.
По конструкции,
компоновке кабины обучаемого летчика, силовой
установке и ее характеристикам. объему и методам
решаемых прицельных и навигационных задач,
летным характеристикам, эксплуатационной
технологичности, по средствам контроля и наземного
обслуживания учебно-боевой самолет
соответствует боевому самолету МиГ-23С.
Модернизировано крыло — увеличена хорда и на
передней кромке подвижной части установлен
вихреобразующий "клык".
В двухместной
кабине размещаются: в первой — обучаемый летчик,
в задней — летчик-инструктор. Из обеих кабин
обеспечено управление самолетом и двигателем, а
также пилотажно-навигациоиным оборудованием,
вооружением, средствами связи и системами
внутрикабинной сигнализации. В кабине
летчика-инструктора имеются пульты имитации
отказов основных систем самолета, двигателя и
РЛПК, а также имитации пусков ракет.
Учебно-боевой
самолет МиГ-23УБ с прицельно-навигационным
комплексом, системой управляемого и
неуправляемого вооружения способен решать
следующие задачи: обучение и тренировка летного
состава ПО применению РЛПК при перехвате
воздушных целей с имитацией применения paкет, перехват
воздушных целей из передней и задней полусфер:
ведение ближнего маневренного воздушного боя,
поражение площадных и малоразмерных наземных
целей.
МиГ-23УМ — двухместный
учебно-боевой самолет.
МиГ-23БМ —
истребитель-бомбардировщик.
МиГ-23БН —
истребитель-бомбардировщик. Предназначен для
поражения подвижных и неподвижных наземных
целей (в том числе малоразмерных и высокопрочных)
с предельно малых, малых и средних высот в
условиях визуальной видимости, а также для
уничтожения воздушных целей с помощью стрелково
"пушечной установки. МиГ-23БН был разработан и
1970г. В ОКБ им. А И Микояна на базе истребителя
МиГ-23М. Отличается от базовой машины скошенной
вниз носовой частью фюзеляжа, увеличенной
поверхностью остекления фонаря кабины наличием
по бортам кабины броневых листов. Уооличснныи
размер колес шасси позволяет действовать с
грунтовых ВПП.
В итоге
дальнейшей модернизации был создан ва риант
МиГ-23БМ, оснащенный прицельно-навигационным
комплексом ПрНК-23 и лазерным дальномером
"Клоп", и МиГ-23БК на котором аналоговый
вычислитель ПрНК-23 заменен цифровым,
обеспечивающим более широкие возможности по
атаке со сложных видов маневра, а также могут
подвешиваться контейнеры с разведывательным
оборудованием и системой управления
противорадиолокационными УР "Вьюга".
МиГ-23БН оснащен
лазерным дальномером «Фон", прицельной
сисюмой "Сокол УЗС», навигационной
Системой КН-23, станцией наведения VP класса
«воздух—поверхность" "Делыа-Н" или
"Дельта-НГ", оптическим прицелом С-17ВГ-1,
бомбардировочным прицелом РБК-3, инерциальной
навигационной системой КН- 23, в состав которой
входят: доплеровская РЛСДИСС-7 и БЦВМ В-144. система
автоматического управления САУ-23Б,
радиовысотомер РВ-5Р, оптический визир
радиостанции Р-802Г, Р-832М и P-855VM, система
речевых сообщений РИ-65Б, автоматический
радиокомпас АРК-15М, маркерный приемник МРП-56П
(А-611), самолетный ответчик СОД-57, станция
предупреждения о радиолокационном облучении
СЗМ.
На самолете
установлен вариант двигателя Р-29Б-300 с тягой на
форсаже 11500 кгс. Пилоны внешней подвески на
самолете МиГ-23БН смещены с фюзеляжа на нижние
поверхности воздухозаборников.
Для действия по наземным целям
в состав комплекса раке I hoi о вооружения
входят: две VP Х-23 или Х-25МР,
управляемые по лучу при помощи станции наведения
"Дельта-НГ" (смонтирована над левой
неподвижной частью крыла), а также до четырех
блоков НАР УБ-З2А с ракетами С-5 (калибр 57 мм)
или четыре блока Б-8М (двадцать НАР С-8, калибр 80
мм). Бомбовая
нагрузка составляет 2000 кг. Это позволяет брать на
борт до 18 бомб массой 50—100 кг, 8 — по 250 кг или 4
— по 500 kг. Возможна
подвеска бомбовых кассет РБК-250, бетонобойных
бомб, баков с напалмом. Имеется
встроенная пушка ГШ-23Л (калибр 23 мм, боезапас 200
патронов). Допускался подвеска под крылом дьух
пушечных контейнеров УПК-23-250 с пушкой ГШ-23
(калибр 23 мм, боезапас 250 патронов). МиГ-23БН по
эффективности поражения наземных целей
превосходит МиГ-23М в 1,5 раза. Состоял на
вооружении ВВС СССР и поставлялся для ВВС
Афганисрана Алжира, Анголы, Болгарии, Венгрии. Eгипта, Германии,
Ирака, Индии, Кубы, Ливии, Нигерии, Чехословакии.
КНДР, Эфиопии, Южного Йемена, Сирии и Судана. Широко
применялся в боевых действиях в Анголе, Ливане
(1982 г.). а также и ходе ирано- иракской войны.Серийное
производство прекращено в конце 70-х годов.
МиГ-23МС — экспортный
вариант МиГ-23М с упрощенным БРЭО (в частности, РЛС
"Сапфир-21") и вооружением.
МиГ-23БК —
истребитель-бомбардировщик в
разведывательно-ударном варианте.
МиГ-23МФ — экспортный
вариант МиГ-23М с РЛС РП-23.
МиГ-23МЛ — облегченный
многоцелевой истребитель, Оснащен
усовершенствованной системой
автоматизированного управления, РЛС
"Сапфир-23МЛ, теплонеленгатором ТП-23М системой
опознавания «спой чужой» СРО-2М ИЛС АСП-17МЛ
Установлен двигатель Р-35-300 с тягой 8550/13000 кгс.
Укорочен фюзеляж и форкиль, передняя стойка
шасси была усилена, модернизирован предкрылок,
узлы внешней подвески перенесены па фюзеляж,
убран один из фюзеляжных топливных баков, МиГ-23МЛА
— перехватчик ПВО.
МиГ-23П — облегченный
перехватчик, вариант МиГ-23МЛ.
МиГ-23МЛД — многоцелевой
истребитель. Модернизировано крыло — установлен
второй "клык", на приемнике воздушного
давления (ПВД) установлены генераторы вихрей в
виде небольшой пластины с острыми кромками,
усовершенствован склоняемый носок крыла.
Оснащен новой РЛС, способнои одновременно
сопровождать до шести целей. АСУ с земли и
системой предотвращения сваливания СОС-3-4. На вооружение
МиГ-23МЛД поступили УР Р-24Р. Р-24Т и (позднее) Р-73.
Базовый
истребитель МиГ-23 выполнен по схеме высокоплана
с крылом изменяемой геометрии. Максимальный угол
стреловидности - 72-градуса, средний — 45-градусов,
минимальный — 16 . Конопли крыла крепятся с
помощью узлов поворота к центроплану вблизи
фюзеляжа, чем обеспечивается наибольший эффект
изменения стреловидности (поворачивается
практически все крыло, а не его часть).
На подвижной
части крыла расположен пилон для подвески
вооружения, который при изменении угла
подвижного крыла остается параллельным фюзеляжу
(всегда ориентирован по встречному потоку).
Вертикальное оперение большой площади с
удлиненным форкилем. Подфюзеляжныи киль,
служащий для повышения путевой устойчивости,
складывается при взлете и поездке. В нижней часги
киля под рулем направления. расположен контейнер
тормозною парашюта.
Кабина пилота
оборудована катапультным креслом, которое дает
возможность покидать самолет во всем диапазоне
высот и скоростей eго применения.
Фонарь кабины вписан в обводы фюзеляжа,
открывается назад и вперед. На фонаре
смонтирован перископ обзора задней полусферы.
На самолете
применено трехстоечное шасси с широкими
пнедматиками низкою давления (передняя стойка со
спаренными колесами, главная — с одинарными).
Шасси позволяет эксплуатировать самолет с
грунтовых аэродромов.
На МиГ-23 в
зависимости от модификации ставились следующие
типы двигателей: Р-27Ф2-300 (1х10200 кгс, МиГ-23С). Р-29-300
(1х12500 кгс, МиГ-ЗЗМ), Р-35Ф-ЗМ (1х13100 кгс, МиГ-23МЛ,
МиГ-2ЗМЛЛ) Возможна подвеска стартовых
твердотопливных ускорителей.
Бортовое
оборудование МиГ-23М (МиГ-23МЛ) включает: БРЛС
"Сапфир-23Д" (-Сапфир-23МЛ"), которая
обеспечивает всеракурсный поиск, обнаружение.
опознавание и сопровождение воздушных целей,
прицеливание, подгоювку pакет к пуску и подсвет целей для
применения УР с радиолокационной ГСН (дальность
обнаружения целей типа истребитель составляет 35
(55) км. зона обзора по азимуту —до 30°),
теплопеленгатор ТП-23М, обеспечивающий скрьтый
поиск, обнаружение на дальноочи 35 (60) км и
сопровождение воздушных целей при атаках в
заднюю полусферу. управление антенной РЛС:
прицеливание при пусках ракет с тепловой CH с дальностою до
цели 19 И 30 км; авиационный стрелковый прицеп
АСП-23Л (АСП--17МЛ), обеспечивающий прицеливание по
визуально видимым наземным и воздушным целям, а
также целеуказание ракетам ближнего воздушного
боя.
Пилотажно-навигационные
средства обеспечивают; директорное и
автоматическое управление траекторией при
полете по заданному маршруту, возврате на
аэродром, выполнении предпосадочного маневра;
ручное
управление само) ютом с демпфированием колебаний
по курсу, крену, тангажу, стабилизацию заданного
углового положения; приведение самолета к
горизонту из любого положения; прием команд
наведения; связь, госопознавание, автоматический
увод с опасной высоты. Кроме того. станция npедуппреждения
об облучении СПО-15 выдает летчику информацию о
направлении на радиоизлучающую цель или
атакующий истребитель противника.
Все вооружение
и подвесные баки (до трех) размещаются на пяти
внешних узлах подвески. Комплекс вооружения
самолета включает: VP класса
«воздух— воздух" Р-23, Р-24, Р-60, Р-73 с
радиолокационными и тепловыми ГСН (позволяют
уничтожать воздушные цепи в любых условиях под
любым ракурсом с передней и задней полусфер на
высотах от земли до 25 км), VP класса
«воздух—поверхность" типа Х-23 (радиокомандная
система наведении «Дельта» размещена в
контейнере), НАР С-5, С-8 и С-24, авиабомбы
свободного падения массой до 500 кг и общей
массой до 2000 кг, В перегрузочном варианте
масса боевой нагрузки для МиГ-23МЛД может
достигать 4500 кг.
Имеется
встроенная авиационная двуствольная пушка ГШ 23
калибра 23 мм (скорострельность 3000— 3400 выстр./мин,
боезапас 200 патронов) для уничтожения воздушных и
наземных целей. .МиГ-23 использовался почти во
всех арабо-израильских воинах, и Эфиопии, в
Анголе против южно-африканских "Миражей", в
Афганистане. Например, ВВС Сирии, применив в
Ливане в одном из воздушных боев несколько
МиГ-ЗЗМЛД, сбили три F-15 и один F-4, не потеряв при
этом ни одного своего самолета. МиГ-23
состоит на вооружении многих зарубежных стран,
таких как Алжир, Ангола, Болгария, Венгрия,
Вьетнам, Германия, Египет, Индия, Ирак, Йемен,
Китай, Куба, Ливия, Польша, Сев
|