МиГ-25 (код НАТО — "Foxbat") предназначен для
поражения воздушных целей днем и ночью, в простых
и сложных метеоусловиях, а также в условиях организованных
помех. Первый в мире серийный истребитель,
достигший рубежа скорости 30OO км/ч.
В 1961 г. в ОКБ
им. А.И. Микояна началось проектирование самолета
Е- 155. В мате 1964 г. состоялся первый полет опытного
высотного скоромного разведчика Е-155Р-1, а в
сентябре 1964 г. в небо поднялся опытный
перехватчик Е-155П~1, С 1969 г. начат серийный выпуск
высотного скоростного самолета
оперативно-тактической разведки МиГ -25Р. На его
базе был создан самолет МиГ-25РБ для нанесения
бомбовых ударов по площадным и крупноразмерным
целям. В 1970 г. подписан акт о государственных
испытаниях перехвжчика, а в 1972 г МиГ-25П
официально принят на вооружение авиации ПВО.
В дальнейшем
самолет неоднократно модернизировался и в
зависимости от варианта разведывательного
оборудования получал соответствующее
обозначение.
МиГ-25Р — разведчик,
оснащенный АФА А-72, А-10-10 и
радиотехнической разведывательной системой
"Вираж" СРС4А.
МиГ-25РБ —
разведчик-бомбардировщик, оснащенный
радиотехнической разведывательной системой
СРС-4Б и АФА А-72, А-10-10,
МиГ-25РБВ — разведчик бомбардировщик,
оснащенный радиотехнической разведывательной
системой СРС-9.
МиГ-25П —
истребитель-перохватчик.
МиГ-25РБК —
разведчик-бомбардировщик, оснащенный
радиотехнической разведовательной системой "Куб".
МиГ-25РБШ —
разведчик-бомбардировщик, оснащенный
радиотехнической разведывательной системой
"Штык",
МиГ-25РБС —
разведчик-бомбардировщик, оснащенный
радиотехнической разведывательной системой
"Сабля".
МиГ-25РУ —
учебно-тренировочный самолет.
МиГ-25РБТ -
разведчик-бомбардировщик, оснащенный системой
РЭБ СПС-141.
МиГ-25ПД—
истребитель-перехватчик, модернизированный с
БРЛС "Сапфир-25".
МиГ-25ПДС — вариант с
возможностью подвески ракет Р-60.
МиГ-25ПМ — перехватчик
с теллопеленгатором.
МиГ-25РБФ
— переоборудованный разведчик-бомбардировщик
МиГ-25РБК.
МиГ-25БМ —
разведывательно-ударный самолет, вооруженный четырьмя
противорадиолокационными УР класса «воздух—
земля" Х-58.
Базовый МиГ-25
представляет собой высокоплан с крылом
умеренной стреловидности, вертикальным
оперением двух к
иловой схемы и управляемым в полете
низкорасположенным стабилизатором.Такая схема
расположения крыла в сочеюнии с несущими
боковыми воздухозаборниками дает минимальные
потери аэродинамического качества самолета
из-за интерференции крыла с фюзеляжем.
Шасси
трехопорное. Передняя стойка имеет спаренные
колеса, главные — снабжены одинарными колесами
большого диаметра, что обеспечивает
проходимость по грунтовым аэродромам.
Около 80%
конструкции планера выполнено из стали, 8% — из
титановых сплавов, 11% — из алюминиевых сплавов, 1% — из других
материалов. Изготовлен с широким использованием
сварки. Органической частью конструкции
фюзеляжа являются сварные топливные баки.
В хвостовой
части фюзеляжа расположены 2 турбореактивных
двигателя Р-15Б-300. Тяга двигателей на полном
форсаже — 11200 кг.
В качестве
топлива и теплоносителя в системе охлаждения
используется высокотемпературный керосин Г-6.
Бортовое
оборудование разведывательного варианта
самолета включает инерциальную систему
наведения, бортовую ЦВМ, доплеровский измеритель
скольжения и сипся (ДИСС), автоматизированную
систему управления АСУ-155,
прицельно-навигационную систему "Пеленг"
для бомбометания по запрограммированным
объектам, средства РЭП, включающие станцию
активных помех и станцию радиотехнической
разведки.
Разведывательное
оборудование состоит из АФА
А-72 и А-10-10 (на
МиГ 25P и МиГ-25РЕ),
радиотехнических систем "Вираж" СРС-4А и
СРС-4Б (Ми| -25Р и МиГ-25РБ), СРС-9 (МиГ-25РБВ). "Куб"
(МиГ-25РБК) и "Сабля" (МиГ-25РБС).
Ударное
вооружение самолет может включать до 4000 кг бомб
массой 5)00 kг на четырёх
подкрыльевых узлах внешней подвески, которые
могут применяться на больших сверхзвуковых
скоростях. Противорадиолокационный самолет
МиГ-25БМ вооружен четырьмя УР Х-58 (дальность пуска
более 40 км). В качестве оборонительного
вооружения могут использоваться две УР малой
дальности с тепловой ГСН.
Состоит на
вооружении ВВС стран СНГ, а также Алжира,
Индии, Ирака, Ливии и Сирии.
Разведчики-
бомбардировщики МиГ 25РБ применялись в боевых
действиях на Ближнем Востоке (1982 г.), в
ирано-иракской войне, практически не имея боевых
потерь.
На МиГ-25П
установлено радиотехническое, пилотажно
-навигационное, радиосеязнос бортовое
оборудование, систма
навигации и посадки " Полет-1 И".
Радиотехническое
оборудование включает радиолокационный прицел
РП-25 "Смерч-А2", обеспечивающий поиск,
обнаружение, захват цели, прицеливание и пуск
ракет. На истребителях МиГ-25ПД и МиГ-25ПДС
установлены: импульсно-доплеровская РЛС
"Сапфир-25" (способна сопровождать на проходе
до шести целей), радиолокационная система
определения государственной принадлежности
цели и выдачи ответных сигналов, аппаратура
системы наведения «Лазурь" (выход на цель
выдает в автоматическом или директорном режиме
по командам АСУ "Воздух-1"); станция
предупреждения об облучении самолота РЛС
противника СРО-2М/СРЗО-2.
Пилотажно-навигационное
оборудование включает автоматическую систему
управления САУ-155, которая поддерживает сиязь с
наземными РПС счетом наведения и посадки в
режиме активной радиолокации и состоит из
автоматического радиокомпаса АРК-10,
радиовысотомера РВ-4, приемника
радионавигационной системы ближней навигации
РСБН-6С.
Радиосвязное
оборудование состоит из УKB- и
КВ-радиостанции для двустороннеи связи с землей
и между самолетами в воздухе, аварийной
радиостанции для связи при аварии или
вынужденной посадке и подачи
сигналов
бедствия, речевого информатора, оповещающего
летчика и руководителя полётов об аварийной
ситуации и опасных режимах полета.
Система
навигации и посадки «Полет-1 И" при совместной
работе с наземным радиомаяком и посадочной
радиомаячной (руиной обеспечивает программный
набор высоты, маршрутный полет, возврат на
аэродром вылета или на один из трех запасных
аэродромов посадки, заход на посадку на малых
высотах и повторный заход на посадку.
Катапультнос
кресло КМ-1 (KM 1M) даст
возможность покидать самолета во всем диапазоне
высот при скорости 130—1200 км/ч.
В состав
вооружения самолета входят до четырех УР класса
"воздух- воздух" Р-40 с тепловыми и
радиолокационными ГСН. Ракеты подвешиваются на
четырех пилонах под крылом. На МиГ-25ПД (МиГ-25ПДС)
возможна подвеска четырех VP ближнего боя
Р-60М с тепловой ГСН, а под фюзеляжпм могут
размещаться подвесные топливные баки Оольшои
емкости (5300 л).
Состоит на
вооружении войск ПВО ряда стран СНГ, а также
Алжира, Ливии, Сирии, Ирака и Индии. Серийное
ппоизводство МиГ 25 продолжалось до 1985 г.,
построено 1186 самолетов всех модификации (включая
и разведывательные варианты).
Применялся
в сирийско-израильском "конфликте (1982 г.), а
также ирано-иракскои войне (1980— 1988 гг.) и в
войне в районе Персидского залива (1991 г.).
|