МиГ-29 (код НАТО — «Fulcrum")
предназначен для уничтожения воздушных целей в
пределах радиолокационного поля управления, а
также для поражения наземных целой с применением
неуправляемых средств поражений в условиях
визуальной видимости.
В 70-х годах в ОКБ
им. А.И. Микояна началась разработка истребителя
нового поколения. В октябре 1977 г. поднялся в
воздух опытный образец, получивший название
МиГ-29, а в 1982 г,истребитель принят на вооружение.
Самолет разработан в следующих модификациях.
МиГ-29УБ — двухместный
учебно боовой самолет. Предназначен для обучения
и тренировки лётного состава пилотированию,
перехвату воздушных целей и боевым действиям по
наземным целям в диапазоне высот и скоростей
полета боевого самолета МиГ 29. Самолет может
выполнять также отдельные боевые задачи
самостоятельно и в составе группы самолетов МиГ-29.
МиГ-29УБ по конструкции,
компоновке кабины обучаемого летчика, силовой
установке и ос характеристикам, объему и методам
решаемых прицельных и навигационных задач,
летным характеристикам, эксплуатационной
технологичности, средствам контроля и наземного
обслуживания в основном соответствует боевому
самолету МиГ-29. Основное его отличие от боевого
самолета — наличие двухместной кабины и
отсутствие РЛПК и УР Р-27.
В двухместной
кабине закрываемой одним общим фонарем,
размещается обучаемый лётчик (и передней) и
летчик-инструктор (в задней). Из обеих кабин
возможно управление самолетом и двигателем, а
также пилотажно-навигационным
оборудованием,вооружением средствами связи и
системами внутрикабинной сигнализации. В кабине
летчика-инструктора имеется пульт имитации
отказов системы автоматического управления,
системы навигации и пульт для включения имитации
работы радиолокационного прицельного комплекса
при перехвате воздушных целей с имитацией ракет Р-27Р.
Вооружение
учебно-боевого самолета МиГ-29УБ размещается на
шести точках внешней подвески и включает УP класса
«воздух—воздух" с тепловой ГСН Р-73, Р-60 (6 шт.);
неуправляемое ракетное вооружение, состоящее из
ракет С-24 (4 шт.); С-8, С-5 (до 4 блоков): авиабомбы
массой до 500 кг, общей массой до 2000 кг: встроенную
авиационную пушку калибра 30 мм с боекомплоктом 50 патронов.
Учебно-боевой
самолет МиГ-29УБ с оптико-электронным
прицельно-навигационным комплексом, системой
управляемого и неуправляемого вооружения
способен осуществлять перехват номаневрирующих
воздушных цепей из задней
полусферы, вести олижний маневренный воздушный
бой, поражать площадные и малоразмерные наземные
цели.
В целом по
боевой эффективности учебно-боевой самолет
МиГ-29У6, имея примерно равные возможности с
боевым самолетом Ми1 -29 при действиях по наземным
и воздушным целям, уступает ему на 30—35%. МиГ-29К
— палубный истребитель. Предназначен
для
авиационного прикрытия корабельных
соединений при их действиях в любои точке Мирового океана.
Первый полет
МиГ-29К состоялся 23 июля 1988 г. В ноябре 1989 г.
совершена первая посадка на тяжелый авианесущий
крейсер "Адмирал Флота Советского Союза
Кузнецов».
Самолет
является дальнейшим развитием фронтового
истребителя МиГ-29. Передняя кромка наплыва
острая, стабилизатор увеличенной площади имеет
уступ по передний кромке, консгрукция планера
выполнена в основном из алюминисво -литисвогп
сплава. значительно расширена доля
композиционных маге риалов. Для защиты двигателя
от попадания посторонних предметов в канале
воздухозаборника имеется убирающаяся решетка.
Кроме того, при взлете и посадке используется
дополнительный воздухозаборник —
перфорированная стенка в нише основного шасси.
Консоли крыла складные, установлен тормозной
гак.
Два двигателя
РД-ЗЗК с цифровой системой управления
обеспечивают тягу по 92,2 кН/9400 кгс на чрезвычайном
режиме.
В состав
оборудования входят импульсно-доплеровская РЛС
«Жук» и
оптико-локационная станция.
РЛС "Жук"
имеет плоскую щелевую антенную решетку с
электронным сканированием луча по углу места,
что позволяет сопровождать до 10 целей на проходе,
обнаруживать цели типа истребитель на дальности
до 100 км и сопровождать цели на фоне земли,
одновременно наблюдать до четырёх УР класса
"воздух—воздух", "замораживать"
радиолокационное изображение местности,
работать в режиме картографирования местности с
синтезированной апартурой, а также в режимах
ближнего воздушного боя. С помощью РЛС "Жук"
можно определять координаты наземных целей,
укрупнять масштаб выбранного изображения
участка местности измерять собственную скорость
самолета для коррекции навигационной
системы и введения поправки на ветер при
применении неуправляемого оружия, обеспечивать
полет в режиме автоматического огибания рельефа
местности.
Оптико-локационная
станция состоит из усовершенС1вованного
теплопеленгатора, телекамеры для опознавания
целей на большом удалении, коллимиpoванного с ним лазерного дальномера
увеличенной мощносж обличенного нашлемного
прицела, ИНС, усовершенсгвованного ИЛС. Система
включающая теплопеленгатор, телекамеру и
лазерный дальномер, способна действовать по
воздушным и наземным целям, обеспечивая
автоматическую подсветку наземных целей при
приминении оружия с лазерной системой наведения,
обнаруживать лазерное пятно на подсвеченной
другими источниками цели, осуществлять
визуальное распознавание воздушных целей на
больших дальностях, следить за наземными целями
в корреляционном режиме.
На МиГ-29К
установлен усовершенствованный навигационный
комплекс для полетов над океаном, в состав
которого входит РСБН, обеспечивающая заход и
посадку на палубу тяженого авианесущего
крейсера, Имеется приемник системы дозаправки в
воздухе (в нерабочем положении убирается в
фюзеляж). Система авярийного покидания в случае
катапультирования автоматически уводит летчика
на 30-градусов в сторону от центральных построек
авианесущего крейсера.
В состав
вооружения входит пушка ГШ-301 (калибр 30 мм боекомппект 100 патронов), VP класса «воздух
-воздух" средней дальности Р-27 и К-77, малой
дальности Р-72 и Р-73 и ближнего боя Р-60М с тепловой
ГСН, УР класса "воздух-поверхность" Х-25МЛ,
Х-29Т, Х-29Л, НАР, противокарабельные ракеты Х-31П. KAБ (в том числе
КАБ-500КР), свободнопадающие бомоы и авиационные
мины на 9 узлах внешней подвески. Максимальная
масса боевой нагрузки может достигать в
перегрузочном варианте 9000 кг.
МиГ-29М —
усовершенствованный фронтовой истребитель.
Предназначен для завоевания превосходства в
воздухе. МиГ-29М (глубоко модернизированный
вариант МиГ-29) оснащен новыми более мощными
двигателями РД-ЗЗК и новой бортовой РЛС. Первый
полет состоялся в 1986 г.
Передняя кромка
наплыва крыла острая, стабилизатор имеет уступ
по передней кромке, передняя часть фюзеляжа
изготовлена в основном из алюминиево-литиевого
сплава с применением электросварки. Расширена
доля композиционных материалов (из них
выполнены, в частности, тормозной щиток,
двигательные гондолы, каналы воздухозаборников
и кили).
Благодаря
внедрению технологии по снижению
радиолокационной заметности "стелс", ЭПР
самолета может быть снижена в 10—12 раз по
сравнению с истребителем МиГ-29.
На самолете
установлены двигатели ТРДДФ РД-ЗЗК (2 х 96 кН/ 2 * 8800
кгс} с цифровой системой управления. Для
защиты двигателей от попадания посторонних
предметов в канале воздухозаборников имеется
убирающаяся решетка. Кроме того, при взлете и
посадке используется дополнительный
воздухозаборник — перфорированная сгепка u нише основного
шасси. Внрхние входные отверстия
воздухозаборника отсутствуют,
Тормозной щиток
имеет увеличенную площадь (более 1 м2). Один
тормозной парашют заменен двумя площадью по 13 м2.
Объем
внутренних топливных баков — 5700 л. Обзор из
кабины вперед и вниз увеличен на 15° за счет
приподнятого расположения катапультного кресла.
В состав
оборудования входит импульсно-доллеровская РЛС
"Жук», оптико-локационная станция, облегченный
нашлемный прицел, ИНС, усовершенствованный ИЛС.
Самолет оборудован защищенной линией передачи
данных, обеспечивающей взаимодействие с
наземными автоматизированными системами
правления. Аналоговая ЭДСУ с четырехкратным
резервированием на продольной оси и трёхкратным
— по поперечной.
Кабина оборудована двумя
многофункциональными большеформатными
монохромными индикаторами (в дальнейшем
предполагается замена цветными индикшорами). В
комплект оборудования радио и
оптико-элекгронного противодействия входит
система радиоэлектронного противодействия
"Гардения-1», а также 120 патронов с ложными
ИК-целями.
Вооружений МиГ
29М включает пушку ГШ-301 (калиор 30 мм,
боекомплект 100 снарядов); до двух УР класса
"воздух—воздух" увеличенной дальности Р-27Э,
до четырех ракет средней дальности Р-27 или до
восьми Р-77, до восьми pакет малой
дальности Р-73 до шести ракет класса
"воздух—поверхность» Х-29Г(Л) или Х 25 МЛ, ДО
шести ПРЛР Х-25МП или четырех Х-31 П, до четырех
противокорабельных ракет Х-31 А, до шести КЛБ по
5ПО кг (КАБ-500КР С ТВ-системой самонаведения могут
применяться залпом); до четырех блоков НУР Б-13 или
Б-8; свободнопадающие бомбы на девяти узлах
внешней подвески. В дальнейшем возможно
оснащение самолёта ракетами класса
"воздух—воздух" сверхбольшой дальности и
другими перспективными типами вооружений.
МиГ-29С —
усовершенствованный фронтовой истребитель.
МиГ-29СМ—модификация
МиГ-29С. Усовершенствована система управления оружием.
МиГ-2ЭСМТ —
модификация МиГ-29СМ. Увеличен запас топлива и
модернизировано оборудование кабины.
МиГ-29СЭ — экспортный
вариант истребителя МиГ-29С.
МиГ-29УБТ — многоцелевой
истребитель для выполнения боевых задач на малых
высотах.
Базовый самолет
выполнен по интегральной схеме (крыло плавно
переходит в фюзеляж), при этом до 15% подъемной
силы приходится на центроплан. Фиксированное
крыло имеет стреловидность по передней кромке 42°
с большими передними наплывами в корневой части,
что обеспечивает самолету хорошие
взлётно-посадочные характеристики,
маневренность и управляемость на дозвуковых
скоростях, в том числе на больших углах атаки.
Самолет имеет двухкилевое вертикальное
оперение. Для сокращения длины пробега
используется тормозной парашют.
В конструкции
МиГ-29 использованы композитные материалы и
алюминиево-литиевые сплавы, доля которых (по
массе) составляет около 75%. По маневренным xapактеристикам
самолет превосходит все серийные зарубежные истребители.
В разобранном виде МиГ -29 можно транспортировать
широкофюзеляжными транспортными самолетами.
Силовая
установка состоит из диух турбореактивных двигателей РД-33 с тягой 50
кН/5040 кгс (на форсаже 81,8 кН/8340 кгс) каждый. Такие
двигатели впервые придают самолету значение
тяговооруженности больше единицы и высокие
характеристики маневренности в широком
диапазоне высот и скоростей полета. На МиГ 29
применены воздухозаборники двигателей,
работающие в двух режимах. Для предотвращения
попадания посторонних предмета в двигатели при
движении самолёта пo земле лобовой вход воздухозабормиков
полностью перекрывается, и двигатели питаются
через створки, расположенные на верхней
поверхности крыла. После взлета при поднятой
передней стойке шасси воздухозаборники
автоматически переходит на нормальную pa6oтy.
Самолет МиГ-29
оснащен радиолокационным прицельным комплексом
РЛПК-29, включающим импульсно-доплеровскую РЛС
ПО-93 и БЦВМ Ц100.02-06. На МиГ-29С установлен
усовершенствованный РЛПК-29С, в котором добавлен
режим картографирования местности и увеличены
возможности по действию против наземных и
надводных целей. Дальность обнаружения цели типа
истребитель: на фоне свободного пространства — 75
км, на фоне земли на встречном курсе — 65 км, на
догонном курсе — 35 км.
В состав
оптико-элекронного прицельно-навигационного
комплекса ОЭПРНК .29 входит оптико-электронная
прицельная система ОЭПС-29, которая состоит из
квантовой оптико-локационной станции КОЛС
(дальность обнаружения воздушной цели 15 км,
дальность действия лазерного дальномера 6 км) и
автономной нашлемной системы цепеуказания Ш-ЗУМ.
Нашлемная
система цолеуказания служит для оперативного
захвата визуально обнаруживаемых через
остекление кабины воздушных целей, позволяет в
течение одной секунды выдавать целеуказание
либо обзорно-следящему теплопопенгаюру либо
напрямую ГСН ракеты с точностью, достаючной для
эффективного применения оружия. Пилот может
переориентировать систему управления огнем на
60°, посмотрев на цель.
Система управления
оружием включает 3 прицельных канала, связанных
информационным и алгоритмическим
взаимодействием. Первый канал — импульсно- допперовская
бортовая РЛС РЛПК-29 (обеспечивает сопровождение
до 10 целей на проходе и обнаружение целей на фоне
земли с превышением целей на 13км или принижением
на 6,5 км). В юрой какал — датчик-теппопеленгатор
(тепловой локатор ), позволяющий с высокой
точностьк) определять координаты цели и
сопровождать ее днем и ночью. Третий канал — тепловой
локатор, связанный с лазерным дальномером. Все
системы, связанные через бортовую БЦВМ 100.02-02 С
нашлемным визирующим прицепом летчика, могут
работать как раздельно, так и совместно.
Самолет оснащен
системой автоматического управления CAV-451 -04, системой
автоматического регулирования управления АРУ-29-2
И системой управления триммерным эффектом. Все
они позволяют быстро автомашчески выводить
самолет из опасного положения, если пилот не
справился с управлением.
На МиГ-29 имеется
РЛС зашиты хвоста «Экран-ОЗМЭ",
предупреждающая летчика об опасности атаки
сзади. Для наблюдения за задней полусферой на
перплёте фонаря расположены 3 панорамных
зеркала.
В гребнях перед
килями установлены автоматические кассеты для
выброса тепловых ловушек и дипольных
отражателей (два блока выброса пассивных помех
БВП-30 26М с 60 патронами).
Катапультное
кресло К-36ДМ обеспечивает возможность покидать
самолет в диапазоне скоростей от О до
соотвсшгвующих М-2,65 и высот o2 О до25000 м.
Вооружение
МиГ-29 включает: пушку ГШ-301 (калибр 30 мм,
боекомплект 150 патронов): две УР средней
дальности Р-27Р(Т); до шести УР малой дальности Р-73
ил УP ближнего боя
Р-60М: НУР С-8 (калибр 80 мм, 40 или 80 шт.) и С-24Б (калибр
240 MM, 2 или 4 шт.); бомбы массой 250 и 500 кг на
четырех узлах внешней подвески общей массой до
3000 кг; до четырех контейнеров малогабаритных
грузов КМГУ-2. На самолет может подвешиваться
3 подвесных топливных бака: подфюзеляжный на 1500 л
и 2 подкрыльевых на 800 л,
Вооружение
МиГ-29С дополнительно включает УР класса
"воздух—воздух" Р-27РЭ/ГЭ увеличенной
дальности: до шесги УР средней дальности Р-77;
бомбы по 250 и 500 кг на шести узлах внешней
подвески. Кроме того, на МиГ- 29С подвешисаюгся
подкрыльевые баки увеличенного объема на 1150 л.
Оптимально
согласованные характеристики летательного
аппарата, оборудования и вооружения, удачно
спроектированная конструкция самолета, высокие
характеристики двигателя позволили получить
истребитель, превосходящий по ряду показателей
существующие аналоги. В ближних воздушных боях
МиГ-29 имеет некоторое преимущестью над
американским истребителем F-15C, превосхидит па
15% другой истребитель США — F-16 и на 40% —
французский "Мираж" 2000.В дальнем воздушном
бою МиГ 29 примерно на 20% эффективнее самполёга
"Мираж" 2000, а над F-16A (без ракет
сродней дальности) имеет подавляющее
превосходово. В целом по боевой эффективности
при действиях по воздушным целям фронтовой
истребитель четвертого поколения МиГ-29
находится на уровне лучших мировых аналаго.
МиГ-29
экспортировался более чем в 20 стран.
Незначительное число самолетов МиГ-29
применялось на заключительном этапе боевых
действии в Афганистане, а также во время
конфликта в Приднестровье.
В составе ВВС Ирака эти caмолёты использовались в
ходе боевых действий в районе Персидского
залива. |