МиГ-31
(код НАТО — "Foxhound") предназначен для
борьбы со всеми классами аэродинамических целей
(в том числе малоразмерными крылатыми ракетами,
верталётами и высотными скоростными самолетами
класса SR-71) в любое время суток, в
сложных погодных условиях, в сплошном и
разрывном поле команд управления и наведения независимо
от того, использует ли цель оборонительный
маневр или электронное противодействие. способен выполнять
длительное патрулирование на значительном
удалении от мест
базирования.
Работа по
программе глубокой модернизации самолета МиГ-25
началась в 1972 г. 16 сентября 1975 г. состоялся первый
полет нового самолета МиГ-25МП (Е-155МП). Он
предназначался для перехвата и уничтожения
стратегических разведчиков SR-71
"Блакбёрд", стратегических
бомбандиройщиков В-1В и крылатых ракет большого
радиуса действия. Серийный выпуск МиГ-31 начался б 1978 г.
Построено 500
самолетов различных модификаций.
МиГ-31Б
— истребитель-перехватчик системой дозаправки в
воздухе.
МиГ-З1М —
усовершенствованный истребитель-перехватчик с
новым бортовым оборудованием, двигателями и
вооружением. Установлена более мощная РЛС,
вооружение состоит из шести УР большой дальности
Р-33 и высокоманевренных Р-77. Крыло имеет наплывы
увеличенной площади, увеличены размеры гаргрота,
изменено переднее остекление кабины пилота.
МиГ-31Д — одноместный
опытный самолет с противоспутниковой ракетой,
МиГ-31БМ — вариант с
усовершенствованным БРЭО.
МиГ-31БС — вариант с
УР большой дальности Р-37.
МиГ-З1Д, МиГ-31ДС —
модернизированные варианты самолетов МиГ-31.
Установлены двигатели ТРДДФ Д-ЗОФ6.
Усовершенствовано БРЭО.
Базовый МиГ-31 —
двухместный сверхзвуковой
самолет с
трапециевидным крылом умеренной стреловидное ги
и стреловидным хвостовым оперением, выполненным
по двухкилевой схеме, с дифференциально
управляемым стабилизатором. Крыло
трапециевидной формы, с углом стреловидности 41°.
Его наплывы имеют стреловидность 70° и
установлены для улучшения маневрйнносги при
больших углах атаки. Два киля вертикального
оперения слегка развалены в стороны и несут
на себе нагрузку в виде многочисленных антенн.
Горизонтальное оперение цельноповоротное.
Планер МиГ-31
представляет собой цельнометаллический
моноплан с боковыми воздухозаборниками. Он
изготовлен из алюминиевых сплавов с рабочей
температурой до 150 °С, а зоны высокого
кинетического нагрева при больших сверхзвуковых
скоростях выполнены из титана и нержавеюищих
сталей. Переднее остекление кабины летчика
сделано сплошным, а для улучшения обзора при
посадке наклон носовой части фюзепяжа увеличен
на 7°.
Самолет оснащен
двумя турбореактивными двигателями Д-ЗОФ-6 со
взлетной тягой по 155i00 кгс, со
смешением потоков наружного и внутреннего
контуров за турбиной с форсажной камерой
сгорания и регулируемым всережимным соплом
створчатой конструкции.
Топливо на
самолете размещается в семи фюзеляжных, четырех
крыльевых и двух килевых баках. Предусмотрена
установка под крылом двух подвесных топливных
баков общей ёмкостью 5000 л. Все самолеты МиГ-31
последующих модификаций оснащены системой
дозаправки в воздухе от самолетов-танкеров Ил-78
или Су-24Т.
Самолет
оборудован тележечным шасси. Носовая стойка
шасси двухколесная, с грязезащитными щитами.
Основные стойки имеют конструкцию тележек в
которых колеса расположены тандемом и со
смещением относительно продольной оси. Такое
шасси значительно снижает давление на грунт, что
позволяет эксплуатировать МиГ-31 с грунтовых и
ледовых аэродромов. Створки ниш основных стоек
используются в полете в качестве отклоняемых на
угол 44° тормозных щитков общей площадью 1,39 м2. Они
могут быть выпущены даже
на сверхзвуковых скоростях.
Для решения
задач дальнего
перохвата и обесценения полуавтономных действий в
радиолокационном поле самолет оснащен уникальной
РЛС с фазироранной решеткой и квазинепрерысным
излучением, способной обнаруживачь
малоразмерные цели на фоне земли. МиГ-31 —
практически единственный самолет, который может
перехватывать и уничтожать крылатые ракеты,
летящие на предельно малых высотах.
Бортовое
оборудование самолета обеспечивает применение
ракетного вооружения с радиолокационными и
инфракрасными ГСН. В его состав входит
импульсно-доплсропская РЛС СБИ-16 "Заслон» с
ФАР большой мощности (дальность обнаружения
воздушной цели в передней полусфере 200- 320 км, в
задней полусфере 90—150 км, дальность захвата
соответственно 120 -250 и 70—120 км).
РЛС позволяет
обнаруживать и поражать самолеты (в том числе и
малозаметные), вертолеты и крылатые ракеты в
верхней полусфере и на фоне земли, осуществлять
одновременное сопровождение до десяти целей и
наведение управляпмых paкет на четыре
цели (на МиГ-31М установлена бопее мощнан РЛС,
которая может одновременно наводить УР на шесть
различных целей).
Самолет оснащен
также ИК-системой поиска и сопровождения целей.
Теплопеленгатор (дальность обнаружения до 50 км)
размещен в нолутопленном
положении под носовой частью фюзеляжа на
шарнирном подвесе (горизонтальный сектор обзора
60°, вертикальный +67. -13-градусов), позволяющем
выпускать его в полете в рабочее положение.
Цифровой автоматичееский помехозащищенный
комплекс дальнего и радионаведения АКРЛДН
обеспечивает взаимодействие с наземными
пунктами управления системы ПВО.
Навигационное
оборудовапие включает радионавигационные
системы "Тропик" (соответствует системе
"Лоран» с точностью определения координат 0,13—
1,3 км на расстоянии 2000 км) и "Маршрут"
(соответствует системе "Омега" с точностью
определения координат 1,8 -3 R км ня дистанции
2000 10000 км). Возможно применение caмолетa ни арктическом
театре военный действий.
Наибольшая
боевая эффективность применения МиГ-31
достигается групповыми действиями четырех самолетов.
связанных между собой информационным
взаимодействием через АСУ с автоматическим
обменом информацией и целеуказанием в составе
группы (цифровая система закрытой свп^иАНД-51й
обеспечивает обмен радиолокационной
информацией мьждусамр1|ртдми на расстоянии до 200
км). Такой вариант боCdoro i |риминенин i юзволяет группе
МиГ-31 из четырех самолетов контролировать
воздушное пространство шириной до 1000 км.
Возможность приминения информационного обмана обусловливает
применение МиГ-31 для дальнего радиолокационного
обнаружения, наведения на цель самолетов типа
Су-27 и МиГ-29.
Сложное
радиотехническое оборудование потребовало
ввести в экипаж штурмана-оператора, главной задачей
которого является контроль за воздушным
пространством и
разработка тактики перехвата групповых целей. В
кабине оператора установлен крупноформатный
индикатор тактической обстановки на ЭЛТ. Кабина
летчика оборудована цветным ИЛС ППИ-70В, не
имеющем к настоящему времени серийных
зарубежных аналогов.
Вооружение
самолета МиГ-31 включает: четыре УР большой
дальности Р-33 на полуутоплеиных узлах внешней
подвески под фюзеляжем, две ракеты средней
дальности Р-40 с тепловой или радиококациинной
полуактивной системой наведения на подкрыльевых
узлах подложи, до четырёх ракет ближнего боя Р-60
(Р-60М) под крылом на сдвоенных узлах подвески,
шестиствольную пушку ГШ-23-6 (калибр 23 мм,
боекомплект 260 патронов, скорострельность
800 выстр./мин).
Вооружение
МиГ-31 М(МиГ-31ДС) состоит из шести УР большой
дальности Р-37 и четырех ракет средней дальности
Р-77 на подкрыльевых узпах.
Истребитель
МиГ-31 выпускается серийно.
Поставлялся в Китай. |