МиГ-21 (код НАТО — "Fishbed”) предназначен
для борьбы с высотными сверхзвуковыми
бомбардировщиками и тактическими и
истребителями противника. Проектирование
легкого фронтового истребителя-перехватчика
началось в ОКБ им. А.И. Микояна с 1953 г. Отработав на
ряде опытных самолетов (Е-4, Е-5, Е-6) аэродинамическую
схему с треугольным крылом, в 1959 г. Пыл запущен в серию новый истребитель, получивший название МиГ-21Ф.
На базе
самолета МиГ-21 создано
большое количество модификаций. Е-6 — прототип самолета.
МиГ-21Ф — серийный
дневной фронтовой истребитель с пушечным
вооружением. Самолет оснащен двигателем ТРДФ
Р-11Ф-300. Вооружение состояло из двух пушек HP-30 калибра 30 мм,
НАР калибра 57 мм в двух подкрыльевых блоках
УБ-16-57У. Для борьбы с наземными целями
применялись две НАР АРС-240 калибра 240 мм или две
бомбы калибра 50— 500 кг.
МиГ-21Ф-13 — дневной
истребитель. Оснащен следующим оборудованием;
радиодальномером СРД-5М "Квант",
коллиматорным прицелом АСП--5НД, автоматическим
радиокомпасом АРК-10, радиостанцией Р-802В (РСИУ-5В),
системой сигнализации об облучении РЛС
«Сирена-2», системой средств спасения с защитным
фонарем "СК" (дает возможность безопасно
покидать самолет на минимальных высотах и
скорости до 1100 км/ч). Вместо посадочной фары может
монтироваться разведывательный фотоаппарат
АФА-39. Вооружен одной пушкой HP-30 (30 снарядов),
двумя блоками УБ-16-57У или УБ-32-57У с НАР С-5 (57 мм) или
двумя НАР С-24, двумя бомбами калибра 50 500 кг. Может
быть, оснащен двумя УP Р-ЗС с ТГС
(диапазон дальностеи пучка 1—7 км) Состоял на
вооружении ВВС СССР, а также поставлялся в страны
Варшавского Договора, на Кубу, в Египет, Индию.
Сирию и Финляндию. Серийно строился в Китае под
обозначением J-7.
МиГ-21у —
учебно-тренировочный самолет. Предназначен для
начальной подготовки летного состава к
применению боевых машин серии МиГ-21. Является
двухместным вариантом истребителя МиГ-21Ф-13.
Первый полет самолета состоялся 17 октября 1960 г-
На МиГ-21 установлен двигатель Р-11Ф-300 мощностью 56,3
кН/5740 кгс. Самолет вооружен крупнокалиберным
пулеметом А-12,7.
МиГ-21 П — всепогодный истребитель.
Установлен радиоприцел ЦД-ЗОТ, аппаратура
командного наведения «Лазурь" и автопилот
КАП-1. Имел шасси с колесами увеличенного размера.
МиГ-21 ПО —
серийный всепогодный истребитель.
Установлен двигатель ТРДФ P-11Ф2-300,
радиоприцел РП-21 "Сапфир", коллиматорный
прицел ПКИ-1. Пушечное вооружение отсутствует.
МиГ-21УТИ -
учебно-тренировочный истребитель-МиГ-21ФЛ —
модификация МиГ-21ПФ с увеличенной емкостью
топливных баков, предсерийный.
МиГ-21ПФМ — фронтоиой
многоцелевой истребитель для эксплуатации с.
г pyi 11 оных
аэродромов Развитие МиГ-21ФЛ, серийный. Оснащен
более мощным БРЭО и вооружением, а также системой
сдува пограничного слоя (СПС) с закрылка.
Установлен киль увеличенной площади,
модернизированный радиоприцел РП-21М, оптический
прицел ПКИ. система радиопокационного
опознавания "Хром-никель". Нес вооружение:
двуствольную пушку ГШ-23 в контейнере ГП-9 на
подфюзеляжном узле подвески; на подкрыльевых
узле могли крепиться четыре УР К-13 или Р-ЗС с ТГС, PC-2VC (К-5), а также VP Х-66 (класса
"воздух—поверхность»).
МиГ-21Р —
тактический разведчик. Оснащен сменными
контейнерами, расположенными на подфюзеляжном
узле подвески с АФА, телевизионными и другими
средствами ведения воздушной разведки.
Устанавливалось вооружение: две УР К-13, блоки НАР
УБ-16иУБ-32, НАРС-24.
МиГ-21С —
фронтовой всепогодный истребитель. Оборудован
радиоприцелом РП-22С, коллиматорным прицелом
АСП-Г1Ф, помехазащищенной линией связи
"Лазурь-М", обеспечивающей взаимодействие с
наземной автоматизированной системой
управления "Воздух- 1 ", и автолилотом АП-155.
Нес вооружение: двуствольную
пушку ГШ-23 в контейнере ГП-9 на подфюзеляжном узле
подвески (позднее встроенная — ГШ-23Л); на
подкрыльевых узлах мо1ли подвешиваться четыре VP
К-13 или Р-ЗС с ТГС, PC 2VC (К-5), а также VP X-66 (класса
"воздух—поверхность").
МиГ-21ПД —
экспериментальный самолет для отработки
укороченного взлета и посадки с комбинированной
силовой установкой (маршевый ТРДФ Р-11Ф2-300 и два
подъемных ТРД РД-36-35) и неубирающимся шасси.
МиГ-21УС —учебный
фронтовой истребитель. Оснащен двигателем ТРД
Р-11Ф2С-300, автопилотом КАП-2 (1966 I ) Вооружен VP Р-3 с
ТГС, НАР калибра 57 и 240 мм, свободнопадающими
практическими и боевыми бомбами различных типов
на двух подкрыльевых узлах внешней подвески.
МиГ-21
"Аналог" —
экспериментальный самолет для испытания
оживалыного крыла.
МиГ-21СМ — фронтовой
всепогодный истребитель. Предназначен для
уничтожения воздушных целей днем и ночью в
простых и сложных метеоусловиях. самолетi может поражать
наземные объекты в условиях визуальной
видимости неуправляемыми авиационными ракетами
калибра 57 и 240 мм, авиационными бомбардировочными
средствами поражения массой до 500 кг. а также
пушечным вооружением, МиГ 21СМ разработан в 1968 г. с
существенно расширенными боевыми возможностями.
Основные его отличия от предшествующих
модификаций: в нижней части фюзеляжа на лафете
размещена встроенная спаренная пушка ГШ-23Л с
боезапасом 2OO патронов, под
крылом установлены 2 дополнительных пилона, на
которых возможна подвеска до четырех
управляемых ракет РС-2УС, Р-ЗС, Р-ЗС, Р-ЗР, Р-55, Р-60, Р-60М, а также
НАР калибра 57 и 240 мм и свободнопадающих бомб
различных типов массой до 500 кг (максимальная
масса боевой нагрузки до 1300 кг); двигаигль Р-11Ф2С
-300 заменен на Р-13-300 с тяти 6-190 кгс на форсаже.
Истребитель оснащен радиоприцелом С-21
"Сапфир-21" и оптическим прицелом АСП-ПФД.
МиГ-21М — экспортный
вариант фронтового всепогодного истребителя
МиГ-21СМ. На нем установлен менее совершенный
двигатель Р-11Ф2С-300. радиоприцел РП-21МА и
оптический прицел АСП-ПФД. Оснащен встроенной
пушкой калибра 23 мм. На внешних узлах подвески
могли подвешиваться четыре УР PC-2VC (1970г.)
МиГ-21МФ —
усовершенствованный вариант МиГ-21СМ. Установлен
двигатель Р-13-300. Мог нести до шести УР ближнего
бой Р -60.
МиГ-21 МТ —
фронтовой всепогодный истребитель. Значительно
увеличена емкость накладного бака, за счет чего
общий объем топлива во внутренних баках возросло
3250л.
МиГ-21СМТ— фронтовой
всепогодный истребитель с увеличенной до 2950
л емкостью внутренних топливных баков.
МиГ-21УМ — учебный
фронтовой истребитель с модернизированным БРЭО,
двигатель Р-11Ф2С-300. Установлены катапультные
кресла КМ-1М. Вооружен УР Р-3 с ТГС, НАР калибра 57 и
240 мм, свободнопадающими практическими и боевыми
бомбами различных типов на двух подкрыпьевых
узлах внешней подвески, Возможна установки двух
стартовых твердо-топливных ускорителей СПРД-99 23,6
кН/2300 кгс.
МиГ-21бис — фронтовой
всепогодный истребитель. Предназначен для
уничтожения воздушных целей днем и ночью, в
простых и сложных метеоусловиях, а также для
нанесения ударов по наземным объектам
неуправляемыми средствами поражения в условиях
визуальной видимости. Самолет МиГ-21бис стал
одной из последних серийных модификаций
самолетов семейства МиГ-21.
Истребитель
создан в 1971 г., серийно строился в 1972—1974 гг.
(выпущено 2030 самолетов), поставлялся ВВС СССР и в
зарубежные страны (имелся экспортный вариант
самопета). По сравнению с истребителями МиГ-21
предыдущих модификаций на МиГ-21бис
модернизировано крыло, применены интегральные
топливные баки, новый двигатель,
усовершенствовано бортовое оборудование,
значительно увеличена номенклатура бортового
вооружения. По своей радиолокационной
заметности самолет сравним с истребителем F-16.
На МиГ-21бис
установлен турбореактивный двигатель Р-25-300 с
тягой 69,6 кН/7100 кгс (на режиме чрезвычайного
форсажа 97,1 кН/9900 кгс). Возможна также установка
стартовых твердотолливных ускорителей СПРД-99.
Увеличение тяги двигателя позволило улучшить
скороподъемность и угловые скорости разворотов
самолета.
Бортовое
оборудование МиГ-21бис практически не отличается
от бортового оборудования МиГ-21СМ и включает:
радиоприцел С-21; оптический прицел АСП-ПФД; ПНК
"Полет-ОИ", в состав которого входит система
автоматического управлении СВУ-УЗЕСН, система
ближней навигации и носадки РС6СН-5С и
антенно-фиденная система ("Пион-Н");
помехозащищенная линия связи "Лазурь",
обеспечивающая взаимодействие с наземной АСУ
"Воздух-1"; катапультное кресло КМ-1 или KM-M, приемник
воздушного давления ПВД-18.
В комплект
вооружения включены; встроенная пушка ГШ--23Л
(калибр 23 мм, боезапас 200 снарядов); до четырех УP К-13М, РС-2УС, Р-ЗС,
Р-ЗР, Р-60, Р-60М, а также НАР капибра 57 и 240 мм и
свободнопадающие бомбы различных типов массой
до 500кг (максимальная масса боевой нагрузки до 1300
кг). Возможна подвеска контейнеров с пушками. АФД,
средствами радиотехнической разведки. В
совокупности с yстановкой новой
ракеты типа Р-60 вместо Р-ЗС улучшение
маневренности превратило МиГ-21бис в самолет,
способный серьезно конкурировать с машиной
нового поколения типа F-16 в
скороподъемности, скоростях и радиусах
разворотов, что имеет решающее значение в
ближних воздушных боях.
Состоит на
вооружении ВВС стран СНГ и многих других
государств. Серийный выпуск прекращен.
Применялся сирийской авиацией в боевых
действиях в Ливане (1979—1983 гг.).
МиГ-21И (МиГ-21-93)
—
предназначен для уничтожения воздушных целей
днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, а
также для поражения наземных объектов
неуправляемыми и управляемыми средствами
поражения в люоых условиях.
Работы над
новой модификацией самолета начались в 1989 г. Без
изменения конструкции планера и силовой
установки, только за счет оснащения современным
радиоэлектронным оборудованием, удалось достичь
многократного повышения боевой эффективности по
сравнению с последней модификацией МиГ-21бис.
Самолет
создается на базе МиГ-21 МФ или МиГ-21бис с
двигателями Р-25-300. Возможна установка стартовых
твердотопливных ускорителей СПРД-99.
Кабина
истребителя выполнена с учетом современных
достижений эргономики. Фонарь кабины с цельным
козырьком, значительно улучшающим обзор в
передней полусфере.
Самолет оснащен
многофункциональной бортовой малогабаритной
импульсно-доплеровской РЛС "Копье", которая
позволяет обнаруживать и скрытно сопровождать в
автоматическом режиме воздушные цели, в том
числе летящие на малой высоте над землей или
водной поверхностью (дальность обнаружения
типовой воздушной цели на встречном курсе до 57
км, "вдогон" —до 25—30 км, наземной цели типа
мост— 100 км, морской цепи типа катер — 30 км). Кроме
того, она позволяет одновременно
сопровождать в режиме обзора до восьми целей и
выделять две наиболее
опасные,
обеспечивать атаку по целеуказанию и поражение
целей ракетами с радиолокационными и тепловыми
головками самонаведения (обеспечивает
одновременный пуск двух УР по двум различным
целям), а также пушкой; производить скоростной
вертикальный поиск и автоматический захват
визуально видимых целей в ближнем воздушном бою
с использованием усовершенствованных УР,
имеющих повышенные маневренные характеристики;
формировать равномасштабную карту с высоким
разрешением, укрупнением масштаба и
"замораживанием" изображения.
В состав
оборудования входят: бортовая ЦВМ, нашпемная система
целеуказания, система отображения информации
новая система управления оружием, аппаратура
инерциальной курсовертикали, цифровая система
воздушных сигналов, РСБН, новая кабинная
аппаратура, система электроснабжения, контроля и
регистрации. Оснащение
самолета МиГ-21-93 современным бортовым
оборудованием и вооружением повышает его боевую
эффективность до уровня истребителей четвертого
поколения типа «Мираж» 2000 и F-16.
Вооружение
самолета включает две УР класса
"воздух--воздух" средней дальности Р-27 или
четыре Р-77, четыре УP ближнего боя
Р-73Э или шесть Р-60М две ПРЛР Х-25МП или одну Х-31А,
или Х-35, две коррелируемые бомбы с лазерным
наведением КАБ-500КР, НАР С-5, С-8, С-13 и С-24,
свободнопадающие бомбы массой 100—500 кг и
встроенную пушку ГШ-23Л (калибр 23 мм, боезапас 200
снарядов). Возможна подвеска контейнеров с
пушками, АФА, средствами радиотехнической
разведки Для защиты от ракет класса
"воздух—воздух" и ракет переносных ЗРК типа
"Стингер" с ИК ГСН установлено 120 блоков
выброса помех БВП-21 (ИК-ловушек), которые
размещены вдоль крыла в месте сопряжения его с
фюзеляжем.
Базовый самолет
представляет собой свободнонесущий моноплан,
имеющий треугольное среднерасположенное крыло
малого удлинения и стреловидное оперение.
Стреловидность крыла по передней кромке —
57-градусов, хвостового оперения — 60-градусов. Для
улучшения путевой устойчивости на самолете установлен
подфюзеляжиый киль. Под рулем направления
находится контейнер тормозного парашюта. В
первых моделях использовался фонарь кабины,
открывающийся вперед и вверх, а также
отделяющийся во время катапультирования вместе
с сиденьем, предохраняя пилота от воздействия
набегающего потока. Система катапультирования
обеспечивает покидание самолета на скорости до
1100 км/ч.
Применение
совершенной аэродинамической схемы, лобового
воздухозаборника в сочетании с высокой
тяговооруженностью и прочностью, а также
исключение остановки двигателя при пусках ракет
и стрельбе ИЗ пушки, наличие системы
демпфирования колебаний обеспечили самолету
высокие характеристики устойчивости и
управляемости, в том числе на малых скоростях и
при полетах со скольжением, и создали репутацию
лучшего в миро легкого истребителя.
На самолете
установлен двигатель Р-ПФ-ЗООс тягой 3880 кгс.
Топливная система состоит из 7 фюзеляжных
резинотканевых баков и четырех крыльевых
кессонов общей емкостью 2470 л. На самолёте
применено трехстоечное шасси Тормозя
пневмонические. Гидросистема образована двумя
самостоятельными контурами. Воздухозаборник
лобовой, с автоматической плавной регулировки.
Самолеты МиГ-21
первых модификаций являлись дневными
истребителями, предназначенными для
использования в хороших погодных условиях
(радиоприцел отсутствовал). Оборудования
включает радиодальномер СРД-5 (МиГ-21 Ф) или СРД-5М
"Квант" (МиГ-21Ф-13). коллимагорный прицел
АСП-СНД или АСП-5НД (МиГ-21Ф-13), автоматический
радиокомпас АРК-10, радиостанцию Р-802В (РСИУ-5В),
систему сигнализации об облучении РЛС
"Сирена-2". Вместо посадочной фары на МиГ 21Ф 13
может монтироваться разведывательный
фотоаппарат АФА 39.
Вооружение
самолета включает 2 пушки HP-30 (калибр 30 мм,
боезапас 60 снарядов, МиГ-21, МиГ-210) или одну пушку HP-30 (боезапас 30
снарядов, МиГ-21Ф-13) два блока УБ-16-Н7У ипиУБ-32-57Ус
НАР С-5 (калибр 57 мм) или две НАР С-24, две бомбы
массой 50—500кг. МиГ-21 Ф-13 оснащен двумя УР Р-ЗС с
ТГС (диапазон дальностей пуска составляет 1—7км).
МиГ-21 является одним
из самых массовых самолетов мира. Серийно он
выпускался 28 лет (с 1959 по 1986г.), было построено 10154
машины, поставлялся в десятки cтран. Неболшое
количество самолетов имеетя на вооружении ВВС
США (эскадрилья "Агрессор"). По советской
лицензии эти самолеты строятся в Индии и Китае
(китайский вариант МиГ-21Ф-13 имеет название J-7).
Самолеты
МиГ-21 ранних модификаций широко использовались в
региональных конфликтах, в частности в
арабо-израильской войне (1967 г.), индо-пакистанском
конфликте (1971 г.) и войне во Вьетнаме, а также
применялись в ходе боевых действий в
Афганистане, Анголе и в районе Персидского
залива.
|